вторник, 1 марта 2011 г.

Александр Мень. Православие и астрология

 Всем доброго времени суток! Как-то мой друг поинтересовался - как астрология уживается во мне с христианством? Мне показалось, что я ответил не совсем убедительно. Захотелось на блоге немного раскрыть эту тему. Возможно этот пост будет дополнением к моему ответу другу:)

На самом деле, мне кажется, что между настоящей астрологией и вменяемой верой не может быть противоречия. Одно и другое во мне мирно уживаются. Ведь философское восприятие астрологии сегодня, весьма отличается
от того, что было 2 тысячи лет назад. Христианство даже помогает не превратить астрологию в религию, как это иногда случается, когда астролог - чуть ли не пророк, а натальная карта - фатальный приговор судьбы. Всему должно быть своё место.

Недавно встретил отрывок интервью отца Александра Меня. Человек очень думающий, так вот речь идёт об отношении Православия к астрологии. Надеюсь, дорогие читатели, вам это будет интересным.


 Как относится Православная Церковь к астрологии? Есть ли расхождения по этому вопросу с католичеством? Отличается ли это отношение в настоящее время от существовавшего в Средневековье?

Вы знаете, я мог бы ограничится одним словом, хотя мне и не хотелось бы. Я мог бы сказать: никак. Потому что в Православной Церкви нет такой директивной энциклопедии, в которой на все вопросы можно было бы найти ответы, и если вы берете эту энциклопедию, открываете её на букве "а", находите "астрологию", и там сказано: "Не занимайся!". Этого нет, конечно. Астрология допустима, если она не притязает на роль эрзац-религии, как это часто у нас бывает. Если взять её в её научном ядре, то в чём она заключается? Что при рождении человека конфигурация планет нашей солнечной системы экранирует те или иные физические или какие-то ещё воздействия, действует на новорожденного и таким образом накладывает свою печать на его характер, хотя там есть уже и печать генетики, и различных патологий, и так далее. Значит, есть некое и космическое воздействие, и ничего особенного в этом нет. Если это будет доказано статистически, то мы будем считать, что у нас есть ещё одна предопределенность, вроде наследственности.

Можно ли считать, что эти факторы являются роком? Христианство знает, что есть нечто роковое в жизни. Скажем, ты получил глаза черные в наследство - ты не можешь их перекрасить. Но на самом деле, в нравственной жизни, в духовной жизни человек-христианин бросает вызов року. Он не имеет права сказать: вы знаете, отец у меня был вспыльчивый, поэтому я не могу себя удержать. Таким образом мы всякую ответственность за свое поведение с себя снимали бы. Или, например, вот я родился под созвездием Водолея или каким-нибудь другим, и уже никуда не денешься.

Я просмотрел несколько десятков томов различных исследований по астрологии, где приводились обширные таблицы, что, к примеру, все знаменитые полководцы или все проститутки знаменитые родились под одной звездой. Но я не верю, что это исчерпывающая информация, потому что надо произвести более чистые опыты, более тщательные подсчеты. И, может быть, вот на этих же таблицах я смогу привести ещё больше примеров, что под этими же звёздами рождались другие люди и из них не получались ни полководцы, ни женщины легкого поведения, а были они совершенно нормальными людьми. Так что вопрос этот научный, и его надо изучать научно и веру здесь не примешивать. Астрология как псевдорелигия является просто вредной. И католичество смотрит так же, в этом различий нет.

Что касается вопроса о Средних веках, то в Средние века астрология была не в почете. В эпоху Возрождения - вот тогда-то и началось! Тут и католики интересовались, и у нас интересовались довольно усиленно. Иван Грозный, в частности, без конца вопрошал астрологов. И всякие неоязычники. И Гитлер без конца прибегал к астрологам. Когда вера начинает колебаться, её сразу начинает заменять эрзац, поскольку человек религиозен по природе своей. Я очень удивляюсь, что астрологию не ввели у нас в своё время...


Как Вы лично относитесь к астрологии?

Астрология возможна как наука, когда она говорит о том, что на нас влияет космос, материально и, возможно, духовно. Но она может стать и суеверием. Каким образом? Вот в статьях Тамары Глоба очень правильно сказано: когда человек считает, что астрология его связала по рукам и ногам, что он уже детерминирован, что никуда не денешься, что выбора нет, вот тут начинается суеверие - это начинается рабство.

Космическое влияние вовсе не исключено, но это вовсе не значит, что человек - раб. Так, человек, имеющий тяжёлый характер, может стать святым, человек, обладающий ленивым темпераментом, в конце концов может побудить себя к творческой деятельности, любой из нас свободен выбирать свою жизнь с Богом и бороться. Иначе это будет капитуляция перед роком, перед судьбой, будь это звезды или наследственность. И мы будем кивать, что "во мне проснулся мой злой дядюшка", как в известной сказке Шварца, когда король говорил: "Вот сейчас во мне заговорила моя тетка, исключительно злая женщина". Значит, мы уже ни за что тогда не отвечаем и на самом деле оказываемся просто марионетками в руках различных сил, в том числе и созвездий...


Цит. по: "А.МЕНЬ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ".
Фонд имени Александра Меня.
Составление и литературная запись Анастасия Андреева.
Редактор Владимир Илюшенко. - М., 1999

Читаем анализ натальной карты Черновецкого.

.

2 комментария:

  1. "Как-то мой друг поинтересовался - как астрология уживается во мне с христианством?" - твоему другу было интересно прочитать ответ :)

    ОтветитьУдалить